Публикации

Здравоохранение, ориентированное на пациента: опыт Нидерландов

Харм Ян Дрессен, Дмитрий Подольский, Ольга Колесникова

Особенности системы здравоохранения Нидерландов

Система здравоохранения Нидерландов по праву считается одной из лучших в Европе [1]. По таким показателям, как права пациентов и обеспечение их информацией, профилактика заболеваний, доступность и результативность медицинской помощи, Нидерланды входят в первую пятерку среди европейских стран. Одной из важных особенностей системы оказания медицинской помощи в Нидерландах является развитие принципа диспетчерского контроля за пациентами. Этот принцип не позволяет пациенту получить свободный доступ к стационарному лечению или специализированной помощи без направления от семейного врача (или врача общей практики). Кстати, в отличие от медицины других развитых стран получить в Нидерландах доступ к узким врачам-специалистам без направления от семейного врача невозможно не только по полису медицинского страхования, но и при оплате наличными средствами, и благодаря имеющимся связям. Однако пациент имеет возможность выбирать провайдера медицинских услуг [2].

Встретить врача с узкой специализацией в стране возможно только в госпиталях, частной практикой они не занимаются, поэтому вторичную специализированную медицинскую помощь преимущественно осуществляют в клиниках.

В Нидерландах имеется сеть первичной медико-санитарной помощи, в которую входят 160 медицинских центров. Исследование, проведенное Национальным институтом общественного здравоохранения Нидерландов в 2015 году, показало, что 99 % пациентов доставляются в отделение неотложной помощи или больницу в течение 45 минут.

Именно врачи общей практики направляют пациента на дальнейшее лечение в специализированные клиники. Нидерландская система здравоохранения довольно эффективна по сравнению с системами других европейских стран, но не самая рентабельная. Расходы, как говорят, высоки из-за чрезмерного использования стационарной помощи, институционализированной психиатрической помощи и ухода за пожилыми людьми.

В целом, в Нидерландах существует три типа больниц: университетские больницы, больницы общего профиля и высшие клинические центры. Имеющиеся восемь академических больниц (университетские медицинские центры) напрямую связаны с факультетом медицины ведущего голландского университета. Это крупнейшие больницы в стране, которые могут обеспечить пациентов самой сложной и специализированной медицинской помощью.

Существует ассоциация высших клинических учебных больниц. Они не связаны напрямую с одним университетом, но они обладают медицинскими кадрами всех врачебных специальностей (отсюда и их обозначение как высших клинических больниц). Высококвалифицированные учебные больницы сотрудничают с университетскими больницами, помогают обучать медсестер и студентов-медиков, а также осваивать более специализированные процедуры. Стажеры часто сопровождают врачей во время выполнения медицинских процедур. Также каждая высшая клиническая больница специализируется на одной или двух конкретных дисциплинах и проводит собственные исследования, чтобы сохранять лидерство в конкретной области медицины. Проводимые исследования, как правило, ориентированы на пациента и направлены на улучшение практического применения тех или иных лечебных методик и достижение наилучших результатов.

Другие больницы общего профиля оказывают медицинскую помощь высокого качества в случаях менее специализированных проблем. При необходимости, эти клиники направляют пациентов в более высокоспециализированные учреждения.

В 2006 году система здравоохранения Нидерландов претерпела существенные изменения. В результате реформы государство сохранило за собой только контрольные функции, а на рынок медицинских услуг были привлечены частные страховые компании, которые наравне с провайдерами медицинских услуг стали играть существенную роль в обеспечении эффективного и высококачественного медицинского обслуживания населения.

По данным исследований, 59% взрослого населения Голландии уверены, что они получают высококачественную и безопасную медицинскую помощь (для сравнения: в США доля таких ответов составила 35%). Важный фактор, обеспечивающий качество медицинских услуг – реализация принципа профессионального контроля, то есть надзор за работой врачей осуществляют сами профессионалы [3].

Базовый медицинский полис в Нидерландах покрывает консультацию врача общей практики, лечение в больнице, хирургию, неотложную помощь, услуги скорой помощи, анализ крови, выписку лекарственных препаратов, некоторые виды стоматологической помощи, психологическую помощь, консультации врачей узкой специализации, услуги для беременных женщин. Как правило, страховой взнос оплачивается работником и работодателем в равных долях. Часть прямых страховых взносов субсидируется правительством, за детей государство платит полную страховую сумму [4].

В основе системы здравоохранения Нидерландов лежат следующие принципы [5]:

  • качество медицинской помощи, то есть эффективность, безопасность и пациентоориентированность;

  • доступность медицинской помощи, то есть приемлемость по стоимости, по расположению медицинской организации и длительности ожидания оказания;

  • равные возможности получения медицинской помощи.

Реализация подобных принципов, по сути, обеспечивает ориентацию на пациента, создание необходимых условий с учетом его потребностей.


Опыт реализации проекта клиники МЕАНДР

Все большее значение в системе здравоохранение придается вопросам создания такой ценности для пациента, как комфортная атмосфера и условия пребывания в клинике, которые способствуют более эффективному лечению. К подобным условиям можно отнести архитектуру здания, дизайн помещений, внутреннюю логистику.

Разработка архитектурной концепции и дизайна современного лечебного учреждения – сложная творческая задача. Архитектурная концепция здания клиники должна способствовать более эффективному оказанию медицинской помощи пациентам, созданию комфортных условий для их родственников и врачей. При проектировании важно также учитывать вопросы административно-хозяйственной деятельности, противопожарной и эпидемиологической безопасности при поиске оптимальной финансовой модели.

Основной частью клиники является стационар с палатами для пациентов, лечебными, административными и техническими помещениями. Опыт реализации проекта голландской клиники Меандр показывает, как эффективные решения отражаются в повышении качества лечения и комфорта для пациентов и посетителей.

Среда существенно влияет на безопасность и производительность труда человека, а планировка медицинского учреждения – на работу медсестер и другого персонала, осуществляющего уход за пациентом.

Проблемы, связанные с организацией работы больших медицинских центров, потенциально способны создавать условия, которые при определенных обстоятельствах могут провоцировать дефекты медицинской помощи. При планировании помещений необходимо предотвращать появление скрытых условий, которые могут способствовать появлению негативных событий (травмы, дискомфорт, сложная навигация).

Положительным примером больницы, реализовавшей системный подход к архитектуре и дизайну, может служить клиника медицинского центра «Меандр». Ее специалисты оказывают помощь более 320 тыс. жителям региона. Здесь работают более 2100 специалистов, 200 специалистов с высшим медицинским образованием и десятки волонтеров. Медицинский центр «Меандр» – одна из лучших больниц в Нидерландах (по данным ежегодного обзора Elsevier, 2015).

Клиника «Меандр» аккредитована в системе NIAZ, в 2017 году заняла третье место в списке топ-100 лучших больниц Нидерландов в своей категории.

Реализация архитектурной концепции клиники базируется на следующих принципах:

  1. Здание клиники вписано в ландшафт местности, что позволяет создать иллюзию продолжения парка в архитектурных особенностях здания.

  2. В помещениях много света и открытого пространства. Архитектурные решения, воплощенные в данном проекте, позволяют посетителям чувствовать себя комфортно.

  3. Простая навигация, которая позволяет посетителям быстро и легко ориентироваться в пространстве благодаря возможности видеть большое количество объектов с различных точек.

  4. Разделение потоков реализовано так, что пациенты, врачи и посетители не пересекаются при перемещении в клинике. Так же основательно продумана логистика доставки грузов и материалов.

Интересным решением стало компактное размещение самого здания. Для того, чтобы распределить помещения с позиции удобства для пациента была выбрана модель, предполагающая несколько центральных направляющих – коридоров, вокруг которых располагаются отдельные функциональные блоки здания, а также разделение функциональных зон по этажам.

Стационар клиники располагается таким образом, чтобы из окон открывался вид на парк, окружающий клинику. Пост медсестры находится в центре, что позволяет ей максимально быстро дойти до каждой палаты. Все палаты в стационаре одноместные. Это одна из немногих клиник в Голландии, которая может похвастаться настолько комфортными условиями для пациентов. Такое решение позволяет не только значительно повысить уровень комфорта, но и снизить распространение внутрибольничных инфекций.

Сами палаты укомплектованы по принципу гостиничного номера. В каждой палате имеется диван, который трансформируется в кровать, в случае если родственник пациента решит остаться на ночь.

Какие принципы управления позволяют создавать и поддерживать внедрение подобных инноваций в архитектурную модель клиники? Прежде всего, это вовлеченность каждого члена команды в решение общих задач. Если руководитель видит, что что-то лежит не на месте, не дожидаясь ответственного работника, сам старается устранить проблему. Также и технический персонал не делит обязанности на свои и чужие, а выполняет то, что необходимо в данный момент. Другим важнейшим принципом работы для всех сотрудников является создание ценностей для пациента (рис. 1).


netherlands_1.png

Рис. 1. Пирамида ценностей клиники «Меандр».


Специалисты выделяют следующие принципы внутренней среды клиники, ориентированной на создание ценностей для пациента:

  • обеспечение в палатах достаточного места для размещения членов семьи,

  • простой доступ к медицинской информации,

  • четкая система навигации по больнице,

  • дизайн и доступность использования вспомогательных устройств для предотвращения падений пациентов,

  • системы вентиляции и фильтрации для контроля и предотвращения распространения инфекций,

  • естественное освещение,

  • контроль уровня шума,

  • стандартизация планировки помещения, расположения предметов снабжения и медицинского оборудования,

  • сведение к минимуму потенциальных угроз безопасности и повышение удовлетворенности пациентов за счет минимизации перемещений пациентов в палатах,

  • быстрое реагирование на потребности пациента,

  • эффективные процессы оказания медицинской помощи,

  • облегчение работы медсестер.

Большинство из указанных принципов эффективно реализуются в клинике «Меандр». Опросы пациентов показывают, что при нахождении в стационаре наиболее важными факторами комфорта являются конфиденциальность и личное пространство, домашняя обстановка, вид из окна. Если здание клиники вписывается в ландшафт это помогает пациентам чувствовать себя комфортно, сохранять ощущение нормальной жизни и положительно влияет на их самочувствие.

Следующие советы по проектированию безопасности внутренней среды позволят повысить комфорт для пациентов в любой клинике:

  1. Автоматизируйте насколько возможно все процессы.

  2. Сделайте доступной всю необходимую для пациента информацию.

  3. Вовлекайте пациентов в процесс их лечения.

  4. Сведите к минимуму факторы, способствующие усталости персонала.

  5. Минимизируйте необходимость перемещения лежачих пациентов.

  6. Контролируйте уровень шума.

  7. Проведите стандартизацию процедур и процессов.



  1. W. Schäfer, M. Kroneman, W. Boerma et al., “The Netherlands: Health System Review,” in Health Systems in Transition (European Observatory on Health Systems and Policies, 2010).

  2. P. C. Smith, A. Anell, R. Busse et al., “Leadership and Governance in Seven Developed Health Systems,” Health Policy, June 2011 106(1):37–49.

  3. J. N. Struijs and C. A. Baan, “Integrating Care Through Bundled Payments—Lessons from the Netherlands,” New England Journal of Medicine, March 17, 2011 364(11):990–91.

  4. J. A. Maarse and P. P. Jeurissen, “The Policy and Politics of the 2015 Long-Term Care Reform in the Netherlands,” Health Policy, March 2016 120(3):241–45.

  5. H. Maarse, P. P. Jeurissen, D. Ruwaard, “Results of the Market-Oriented Reform in the Netherlands: A Review,” Health Economics, Policy and Law, April 2016 11(2):161–78.

Харм Ян Дрессен
Генеральный директор UMC Expert (Нидерланды)
Дмитрий Подольский
Доцент НИУ «Высшая школа экономики»

Возврат к списку

© CLEVER 2015 - 2024. Все права защищены