Публикации

Качество здравоохранения в ситуации политического и социально-экономического кризиса: пример Сирии

Дмитрий Подольский, Наим Давид Хурмуз

Территория Сирии сопоставима по размерам с территорией Новосибирской области или республики Карелия. При этом численность населения соответствует совокупной численности населения Москвы и Московской области. В следствие затяжного конфликта на Ближнем Востоке информации о системе здравоохранения Сирии немного. При этом до вооруженного конфликта многие показатели состояния здоровья населения демонстрировали устойчивую позитивную динамику. Так, за последние 30 лет средняя продолжительность жизни выроста с 56 до 72 лет, детская смертность упала с 13% до 2%. В стране снижается процент летальных исходов, вызванных инфекционными заболеваниями: более 70% случаев смерти ежегодно (в период с 2000 до 2018 года) были вызваны неинфекционными заболеваниями.

При этом общие государственные расходы на здравоохранение остаются на достаточно низком уровне и составили 2,9% от валового внутреннего продукта в 2009 году. Но даже несмотря на это доступ к медицинским услугам значительно увеличился с 1980-х годов, когда сельское население получило значительно больший доступ к медицинской помощи.

По конституции Сирийской Арабской Республики государство обеспечивает население доступ к медицинской помощи. При этом в последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост частных клиник в стране. Всего в стране насчитывается 111 государственных больниц, при общей численности коек более 20 тыс. При этом частных клиник насчитывается порядка 400, при общей численности коек порядка 10 тыс. Первичное звено здравоохранения включает в себя 1600 медицинских центров к которым имеют доступ более 90% населения страны.

Таблица 1. Динамика изменения численности государственных и частных клиник в Сирии

Год

Число государственных клиник

Число коек

Число частных клиник

Число коек

2000

65

12518

325

5852

2001

67

12418

336

6003

2002

66

14311

343

6343

2003

76

15227

364

6590

2004

77

15287

376

6795

2005

85

16402

376

6795

2006

90

16516

353

7147

2007

94

17324

355

7646

2008

97

18069

365

8361

2009

102

18405

370

8550

2010

102

18848

376

8962

2011

104

19116

385

9629

2012

103

19538

381

9429

2013

104

19640

378

9379

2014

113

19891

375

9332

2015

113

20523

385

9627

2016

112

20667

393

10152

2017

111

20319

394

10612

Несмотря на очевидное улучшение потенциала системы здравоохранения, Сирия сталкивается со сложными проблемами, которые предстоит решить на национальном уровне. Из 18 миллионов более 11 миллиона человек остро нуждаются в медицинской помощи, из них почти 3 миллиона человек с ограниченными возможностями.

Для обеспечения необходимого уровня качества медицинской помощи в первую очередь необходимо уменьшить социальное неравенство, обеспечить равный доступ к медицинской помощи и повысить ее качество. Важными барьерами на пути оптимизации системы здравоохранения остаются сложности со сбором объективных данных и статистики, отсутствие прозрачности в системе управления здравоохранением, слабая координация между поставщиками медицинских услуг, неравномерное распределение человеческих ресурсов, высокая текучесть квалифицированных кадров и руководителей, недостаточное количество квалифицированных медсестер. В последнее время произошло значительное увеличение количества частных поставщиков медицинских услуг, что привело к неравномерному распределению медицинских центров между регионами страны. Важными задачами являются также обеспечение стандартизированного подхода к предоставлению медицинских услуг, проведение аккредитации медицинских центров.

Кризис, с которыми страна столкнулась в последнее десятилетие привел к тому, что жизненно важная инфраструктура была разрушена, что привело к нехватке жилья и источников энергии, ухудшению качества услуг водоснабжения и канализации, отсутствию продовольственной безопасности и серьезной перенаселенности в некоторых районах. В результате инфраструктурных проблем доступ к медицинской помощи у части населения страны ограничен, особенно серьезные проблемы касаются услуг по охране здоровья матери и ребенка на уровне первичной медико-санитарной помощи. Следствием проблем с инфраструктурой является с снижение качества ухода за хроническими больными. По оценкам всемирной организации здравоохранения более половины хронически больных были вынуждены прервать свое лечение. Это также связано с направлением в больницы пациентов, получивших ранения в зоне конфликта и приоритет в лечении серьезных травм и последствий ранений. Плановые операции откладываются и многим пациентам с хроническими заболеваниями приходится значительно дольше ожидать лечения. На качество медицинской помощи также повлияло ухудшение функциональности медицинского оборудования из-за нехватки запасных частей и недостаточного технического обслуживания оборудования, нехватки лекарств следствие санкций.

На данный момент недостаточно объективных данных об изменениях в системе здравоохранения Сирии в связи с возникшим кризисом. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела экспресс-оценку доступности и функционирования медицинских центров в зоне конфликта. Были проведены опросы медицинского персонала 342 центров первичной медико-санитарной помощи и 38 больниц в нескольких пострадавших регионах страны: Дамаск, Хомс, Хама, Идлеб и другие. Данные регионы были отобраны для оценки с учетом высокой степени перегруженности медицинских учреждений из-за большого наплыва беженцев. Было обнаружено, что около 43% центров первичной медико-санитарной помощи функционируют частично, а 2% центров первичной медико-санитарной помощи были вынуждены закрыться, 13% - недоступны для большинства населения регионов из-за отдаленности. Было выявлено, что только половина больниц функционируют при высокой нехватки персонала, оборудования и лекарств. Наиболее остро больницы нуждаются в компьютерных томографах, допплерографии, оборудовании для анестезии и машины скорой помощи, наблюдается высокая нехватка антибиотиков.

Условия, в которых оказалась Сирия способствовали возвращению многих болезней, которые исчезли или уменьшились из-за научного прогресса в медицине в последние годы, в частности инфекционных заболеваний, таких как как туберкулез, эндемические заболевания, такие как лейшманиоз, малярия, менингит, печень. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число больных раком в Сирии в 2018 году составило 23 000 человек, при этом Сирия занимает пятое место в регионе Западной Азии с раком, согласно отчету Международного агентства по исследованию рака. Недавнее исследование показало, что показатели смертности среди критически больных пациентов, поступивших в отделения интенсивной терапии с тяжелым гриппом превысили прогнозируемый уровень более чем в 2 раза.

Отсутствие необходимого количества лабораторий или снижение качества их работы в значительном количестве случаев не позволяет врачам оперативно и качественно поставить точный диагноз, что привело к высокому уровню смертности, особенно среди детей и подростков.

Для скорейшей оптимизации ситуации в системе здравоохранения была образована Сирийская международная коалиция за здоровье (SICH). Это консорциум организаций и медицинских работников, которые стремятся улучшить качество медицинской помощи и оказания медицинской помощи в Сирии. Коалиция основывается в своей деятельности на пять принципов: качество, справедливость, устойчивость, широкое участие населения и ответственность. Коалиция со своими членскими организациями (Сирийско-американское медицинское общество, Сирийско-британское медицинское общество, Ближневосточная ассамблея интенсивной терапии и другие) вместе со своими экспертами и специалистами будут играть важную роль в оценке постконфликтных потребностей в Сирии и будут оценивать потенциал и функциональность системы здравоохранения для разработки и реализации необходимых стратегий и проектов.

В стране проводятся мероприятия по оценке потребностей Сирии в части обеспечения необходимого качества оказания медицинской помощи после окончания конфликта. Данные мероприятия проводятся международными организациями в сотрудничестве с национальным правительством Сирии и нацелены на разработку и реализацию стратегии и проектов в сфере здравоохранения, включая оценку потребностей в медицинской помощи, национальные приоритеты в системе здравоохранения.

В рамках проведенного анализа были выявлены ключевые риски, с которыми столкнётся система здравоохранения Сирии после войны:

  • Потенциальные риски для женщин, которые пошли на роды, а также младенцев, родившихся в кризисный период, связаны с отсутствием надлежащего ухода во время родов, родов и в послеродовом периоде.

  • Осложнения и избыточная смертность у пациентов с хроническими заболеваниями из-за приостановки лечения и задержки доступа к медицинской помощи.

  • Эпидемические вспышки заболеваний, связанных с водой и продуктами питания, из-за ограниченного доступа к чистой воде и санитарии и слабой системы общественного здравоохранения.

  • Вспышки заболеваний, предупреждаемых с помощью вакцин, в результате прерывания программ вакцинации.

  • Психологические травмы и проблемы с психическим здоровьем, особенно у детей, из-за последствий конфликта, сохраняющейся незащищенности и отсутствия защитных факторов.

  • Ухудшение состояния здоровья и питания приводит к росту заболеваемости и смертности в результате дальнейшего ухудшения социально-экономических условий и условий безопасности, а также качества медицинской помощи.

  • Степень уязвимости групп (пожилых людей, беременных женщин и детей) или отдельных лиц, которые серьезно пострадали от чрезвычайной ситуации, из-за сокращения механизмов выживания и ограниченного доступа к соответствующим услугам или сетям поддержки.

  • Масштабы ограниченного доступа к специализированной третичной помощи.

Критические условия, в которых приходится работать врачам в Сирии, привели к значительному снижению общения между врачами, числа мероприятий по обмену опытом, конференций и семинаров, что серьезным образом влияет на уровень квалификации и профессиональной подготовки медицинского персонала.

Пристальное внимание важно уделить своевременной диагностике и выявлению особо опасных заболеваний, особенно тех, которые остаются в инкубационном периоде в организме в течении многих лет. Антисанитарные условия жизни в лагерях для внутренне перемещенных лиц, растущие показатели недоедания и низкие показатели вакцинации по всей стране увеличивают риск вспышек заболеваний. Для мониторинга распространения инфекционных заболеваний 1670 дозорных пунктов по всей стране сообщают в систему эпиднадзора за болезнями ВОЗ. С начала кризиса эта система позволила ВОЗ и ее партнерам быстро выявлять и реагировать на гепатит А, брюшной тиф, полиомиелит и корь в Сирии. 1 из 30 сирийцев страдает тяжелым психическим заболеванием, и, по крайней мере, 1 из 10 страдает психическим здоровьем от легкой до умеренной степени в результате длительного воздействия насилия. ВОЗ поддерживает интеграцию служб охраны психического здоровья в центры первичной медико-санитарной помощи и общественные центры по всей стране. В настоящее время более 400 медицинских учреждений в Сирии предоставляют услуги по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке. обучил более 250 сирийских работников здравоохранения и специалистов в области психического здоровья.

Особое значение для восстановления системы здравоохранения в Сирии имеет система подготовки квалифицированных кадров. В целях повышения качества подготовки медицинского персонала в 2006 году в Сирии был создан центр стратегических исследований здоровья при Министерстве здравоохранения. Основные задачи Центра касаются подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения, подготовка специалистов по экономике здравоохранения и проведению прикладных исследований в сфере здравоохранения. Центр включает в себя три института: Институт управления системой здравоохранения, Институт общественного здравоохранения и Институт Экономика Здоровья.

Подготовка кадров также сфокусирована на обучении семейных врачей для первичного звена системы здравоохранения. Учебная программа по семейной медицине была улучшена в 2006–2007 годы при поддержке Центра. Однако остаются проблемы, связанные с нехваткой хорошо обученных руководителей (в основном в провинциях). Следующим шагов в развитии человеческих ресурсов мог бы быть национальный план развития медицинского персонала и стратегия определения точечной подготовки специалистов для системы здравоохранения на всех уровнях.


Список литературы

  1. Syrian Arab Republic, Ministry of Health Statistics. 2009.

  2. Alsadat R, Dakak A, Mazlooms M, Ghadhban G, Fattoom S, Betelmal I, et al. Characteristics and outcome of critically ill patients with 2009 H1N1 influenza infection in Syria. Avicenna J Med. 2012;2:34–7.

  3. Al Faisal W, Al Saleh Y, Sen K. Syria: Public health achievements and sanctions. Lancet. 2012;379:2241.

  4. Kherallah M, Alahfez T, Sahloul Z, Eddin KD, Jamil G (2012) Health care in Syria before and during the crisis. Avicenna J Med 2(3):51

Дмитрий Подольский
Доцент НИУ «Высшая школа экономики»

Возврат к списку

© CLEVER 2015 - 2024. Все права защищены